SPORTS.KZ
15 августа 2021 (01:47)

«С утра до вечера таскал ящики». Первый тренер Шавката Рахмонова рассказал о его прошлом на рынке и оценил шансы на большое будущее в UFC

«С утра до вечера таскал ящики». Первый тренер Шавката Рахмонова рассказал о его прошлом на рынке и оценил шансы на большое будущее в UFC

Казахстанский боец ММА Шавкат Рахмонов (14-0), который во втором своем поединке под эгидой UFC одержал досрочную победу над бразильцем Мишелом Празересом (26-4), начинал свой спортивный путь в Караганде, где совмещал тренировки с работой грузчиком на рынке. Наставником файтера на тот момент был местный специалист Владимир Фофанов, под руководством которого атлет провел первый свой профессиональный поединок в смешанных единоборствах. 

Корреспондент республиканского интернет-портала Sports.kz связался с первым тренером представителя Казахстана в лучшем промоушене планеты Владимиром Фофановым, чтобы обсудить с ним становление карьеры его подопечного.

— Владимир Николаевич, как оцениваете второй бой Шавката Рахмонова в UFC?
— Второй бой — к нему присматриваются сейчас. Сам поединок был тактически построен, я считаю, хорошо и грамотно. Зная, что соперник ниже ростом, что он будет идти чисто в борьбу, переламывать события для работы в партере, начал на дистанции разбивать, загонял его — и тот уже обессилел. Не ожидал такого напора, я так думаю. Скорее всего, и плохо изучал его — по одному бою же все равно спортсмена не изучишь, надо было все бои смотреть: и которые у нас, в Казахстане, проходили, и в других республиках СНГ. Надо было смотреть — но, видать, бразилец не был тактически готов. А Шавкат приготовился — и одержал уверенную победу.

— Как считаете, громко ли Шавкат заявил о себе в лучшем промоушене мира после этого боя?
— Думаю, что ему еще предстоит о себе громко заявить. Сейчас идет в спокойном среднем темпе, как и необходимо идти. Всему свое время, как говорится.

— Известно, что во время тренировок у Вас Рахмонов работал на рынке грузчиком. Расскажите подробнее про этот этап его жизни — как все это было?
— Вот представьте: с утра до вечера он таскал ящики — это физическая работа, но, приходя на тренировку, выкладывался полностью. Тренировки были каждый день, и он каждый день выкладывался на них полностью. Шал к этому, у него была цель. Первый профессиональный бой Шавката был в 18 лет — мы дрались в Таразе за пояс. Он и Сергей Зубков — я их возил. Никто ничего от них не ожидал, но оба выступили очень сильно — выиграли и забрали пояса. Это был его первый профессиональный поединок. После победы на Казахстане мы начали готовиться на мир.

— Тяжелая работа, в целом, вообще никак не отражалась на его тренировках?
— Здесь дело характера. Если человек хочет чего-то достигнуть, то, естественно, работа не может мешать, потому что надо же и себя кормить, и семью. В любом случае, надо работать — но и находить моменты самореализации в тренировках. В какое-то свободное время чуть попрыгать на скакалке — и, соответственно, выкладываться на самих тренировках, при этом слушая наставления тренеров в обязательном порядке. Многие думают, что они сами себя могут воспитать, могут сами себя вывести на уровень профессионального бойца... Нет — это невозможно, всегда должен быть наставник рядом.

— Какие были отношения у Шавката с теми, с кем вместе он занимался?
— Вполне достойные и хорошие. Если человек выкладывается, полностью пашет на ковре — и рядом с тобой такие же пацаны, то тут мне не о чем говорить. Они просто все вместе пахали, спарринговались в полном контакте, друг друга старались поднять в той или иной технике. Они шли все вместе. Кто-то пошел другим путем, кто-то пошел этим же. Те же Дмитрий Ермолаев, Рашид Дагаев (первый поединок в Азербайджане был — я его возил), Сергей Зубков... Все они через этот путь прошли вместе с ним.

— Почему же когда Рахмонов приезжает в Караганду, не приходит к Вам в зал теперь? Зазнался?
— Не знаю, честно говоря, — не могу сейчас точно сказать, почему так происходит. По крайней мере, перед боем я ему пожелал удачи, победы, в Instagram переписывались — в принципе, он благодарил за мое внимание. Может, какие-то есть причины политические, может быть, стесняется — мало ли что. Сами понимаете — это жизнь. Но зал для него всегда был открытым.

— То есть, общение так или иначе поддерживаете?

— В Instagram нет-нет общаемся, обязательно.

— Только социальными сетями ограничивается общение?
— Практически да.

— Хотя, казалось бы, в Караганде проходил подготовку к бою.
— Может быть, занят был. Одно время я перестал тренировать — уходил в другую сферу деятельности на какое-то время. Главное, что к моим ученикам, которые сейчас являются тренерами по бразильскому джиу-джитсу, приходил — и с ними работал. Это самое главное.

В Караганде практически все молодые тренеры — это мои воспитанники. Ничего страшного — они поддерживают связь, ту же технику нарабатывают, улучшают ее вместе, это хорошо.

— Изменился ли боевой стиль Шавката Рахмонова с тех пор, как он перестал с Вами работать?
— Естественно, — уровень растет. Спортсмен всегда растет только на соревнованиях. На тренировках он отрабатывает, шлифует. До чемпионата Мира он проходил серьезные бои — те же любительские поединки по панкратиону. Считаю, что, конечно же, уровень его вырос. Больше всего уровень вырос в тактике. Не просто зарубается, как по молодости это было, а работает тактически грамотно. Это видно.

— Интересно, чем Шавкат увлекался вне спорта?
— Честно говоря, я не замечал. Да даже и в Instagram не замечал, чтобы он чем-то увлекался. Его целью было выйти на профессиональный уровень.

— Каким был по характеру?
— Спокойным был. Ни разу не видел, чтобы он вспылил, психанул. Может быть, где-то в себя уходил, когда что-то не получалось, — такое бывало поначалу. А так, — спокойный, простой парень.

— Были ли проблемы в работе с ним?
— Особых проблем не было, потому что он умел слушать. Это очень важно — уметь слушать и выполнять то, что тебе дает тренер. То есть, — выполнять точно все указания. А уже когда идет сам поединок, когда он один на один со своим соперником, то там уже, конечно, можно добавить импровизацию — по-другому никак. Мы нарабатываем определенные схемы, коронные действия. Когда он выходит на ковер, эти схемы работают, но должен немножко смотреть, как ведет себя соперник. Допустим, мы его изучили, вышли — а оппонент поменял тактику, и, естественно, в этот же момент тоже надо менять ее, потому что не всегда докричишься. Многие очень часто, вижу я, кричат. Я не имею такой привычки. Если боец рядом, я ему подскажу, а кричать бесполезно — он практически не слышит. В перерыве можно что-то сказать и скорректировать, чтобы он дальше шел и правильно выполнял действия. А так, — он должен уже творчески подходить к бою обязательно.

— Как считаете, по зубам ли будет Шавкату Хамзат Чимаев, если бой между ними все же состоится?
— Если он приложит все усилия к подготовке, если с тренерским составом правильно выстроят тактически правила против него, то — да, думаю, что сможет. Характер у него есть, опыт есть, но нужно очень серьезно к этому подойти — не подходить, спустя рукава. Надо просто грамотно все бои просмотреть, все нюансы соперника изучить. И, конечно, — функциональная работа: чтобы он на голову выше был функционально. 

Подписывайтесь на главные новости
казахстанского спорта в Telegram

t.me/allsportskz

Смотрите также

Комментарии

Комментировать могут только авторизованные пользователи, войдите или зарегистрируйтесь

    Опрос

    Стоит ли Геннадию Головкину завершить карьеру после второго поражения Саулю «Канело» Альваресу?

    Наверх