Равиль Сабитов: «Актобе» очень вовремя разбудил нас — чуть не проспали чемпионство»
Чемпионат Казахстана выиграл, как и предполагалось, костанайский «Тобол». В последнем туре премьер-лиги подопечные Равиля Сабитова без особых проблем обыграли «Атырау» и на одно очко опередили «Актобе» в итоговой таблице. Там, на Западе Казахстана, наставник новоиспеченных чемпионов едва успевал отвечать на телефонные звонки.
— Уже начали отмечать чемпионство, Равиль Руфаилович?
— Да, конечно. Так получилось, что мы стали чемпионами в Атырау, а не у себя дома. Не смогли сразу вылететь в Костанай, поэтому решили отметить для начала в узком кругу. Посидели с директором клуба, тренерами. Остальное будет 10 числа — награждение, официальное вручение медалей.
— Какие эмоции были после финального свистка — облегчение или радость?
— Если честно, эмоций вообще не было. Опустошенность. Не трагическая, не отрицательная, просто опустошенность. Это когда наполненный сосуд вдруг остается пустым. Наверное, это связано с тем, что на протяжении всего сезона мы находились под моральным и психологическим прессом. Давила задача. Мы с первых матчей поставили для себя очень высокую планку и старались соответствовать этому уровню в каждом матче. Мы ведь лидировали с самого старта. Да, это приятно и почетно. Но в какой-то момент, когда закончился второй круг, начались разговоры, что мы уже чемпионство не упустим, что «золото» у нас в кармане и так далее. Меня лично это напрягало. Я видел, что игроки теряют мотивацию, пропадает страсть. Когда тебе все говорят, что ты уже чемпион, это уже не рабочая обстановка. Мы пытались вести беседы, хотели встряхнуть ребят, но не получалось, если честно. Это как в футбольном матче — игра продолжается 90 минут плюс компенсированное время. И нельзя за 15–20 минут до финального свистка перестать бегать и бить по мячу. У меня никаких претензий к игрокам нет. В такую же ситуацию попадают многие команды, даже самые великие. Просто слишком рано появилась уверенность, что мы сильнее всех. Причем о чемпионстве говорили с самой весны, с первых туров. Я видел что происходит. Но простые разговоры страсть вернуть не могут. Мы лидировали с 22 марта по 6 ноября. Конечно, это давило. И когда все закончилось, появилось опустошение. Может быть, завтра придет безудержная радость. Но пока так.
— Вы для тренера-иностранца повели себя очень нетипично. Обычно приезжие специалисты говорят, что команду строят три года — сначала нужно подобрать хороших игроков, затем дать им возможность сыграться, а уже после этого штурмовать вершину. Вы же с первых дней говорили, что приехали бороться за «золото». Эта была такая психологическая установка или уверенность в собственных силах?
— Во-первых, я согласен с тем, что команду строят три года. Потому что для создания по-настоящему сильного коллектива нужно много времени. Нельзя за год собрать футболистов и начать всех крушить. Но в нашем случае «Тобол» — команда с хорошими традициями и высокими амбициями. И самое главное — ее курирует аким области Сергей Витальевич Кулагин. В течение всего сезона мы получили все, что было необходимо. Ни одной задержки, ни одной нерешенной проблемы. Когда такие благоприятные условия, можно спокойно заниматься футболом и ни о чем другом не думать. Я очень благодарен нашему акиму за то внимание, которое он оказывал команде в течение всего сезона.
— Линия атаки «Тобола» — одна из сильнейших в чемпионате. Многие ждали, что вы будете громить всех с крупным счетом, но очень часто ваша команда довольствовалась скромными победами.
— Команду мы строили заново. Меняли игровую модель, перестраивались полностью. У нас неплохой атакующий потенциал, наверное, многие думали, что мы будем всех подряд громить, искать счастья в атаке, действовать только первым номером. Но я решил не рисковать сразу. Мы начали сезон осторожно. Играли по схеме 4-1-4-1, с оглядкой на свои ворота, от обороны. Просто было опасение, что молодые ребята, которые играют по лимиту, будут не справляться со своими обязанностями, начнутся провалы. А уже по ходу сезона я увидел, что наши лимитчики ничуть не уступают остальным футболистам. Это не комплимент, это правда. Не ожидал, что будет такой прогресс. Поэтому уже летом мы выглядели командой без лимитчиков. Мы пробовали разные схемы — 3-5-2, то есть не боялись действовать в три защитника за счет мобильности средней линии. А в середине второго круга перешли к схеме 4-4-2 и молодежь подросла и новые легионеры быстро влились в коллектив.
— Настоящим испытанием для «Тобола» стали осенние матчи. И особенно — разгромное поражение от «Актобе». Не было мысли, что чемпионство упущено — из такой психологической ямы уже не выбраться?
— Мы очень хорошо играли весной и летом, а осенью — одна неудача за другой. С «Шахтером» пропустили на 87-й минуте, «Локомотив» не смогли дожать в Астане, в Павлодаре проиграли «Иртышу». Именно так мы и думали — просто здесь не повезло, вот тут погода помешала, там поле неудобное и так далее. Мы уже надели на грудь золотые медали. Это была грубейшая ошибка. Поэтому хорошо, что был этот матч с «Актобе». Соперник сыграл намного сильнее и мощнее нас. И всем стало понятно, что на классе мы никого в чемпионате не обыграем. И уж тем более — главного конкурента. Это поражение помогло нам — мы посмотрели на себя со стороны и поняли, что твориться что-то неладное, что-то идет не так.
— Что не так?
— Я скажу просто — мы впали в чемпионскую спячку. И «Актобе» нас разбудил. Когда я говорил об этом с футболистами, я почувствовал в них злость. Они действительно разозлись на самих себя. «Актобе» ведь не просто обыграл «Тобол» — он нас переиграл полностью, причем на своем поле. Ну, а окончательно команда пришла в себя после встречи с акимом. Он сначала вызвал нас с директором клуба. Разговор был долгий и жесткий. А потом была встреча с командой. И если я или Халимжан Ержанов не могли найти нужные слова для футболистов, то у Сергея Витальевича это получилось хорошо. Я бы даже сказал так: мозги всем вправили, как надо. Он просто объяснил, что дальше так продолжаться не может, еще одна ошибка — и все, чемпионства не будет. Я, честно говоря, перед матчем с «Шахтером» очень сильно переживал. Боялся, что игроки перегорят. Тем более, что соперник для нас сложный. И я увидел ту страсть, которая была у «Тобола» летом и весной. У нас было пять выходов один на один. А забили всего один гол. Конечно, это еще больше злило футболистов. Вроде бы все получается, а мяч в ворота не идет. Потом, уже после игры, мне сказали, что мы в Караганде не побеждали с 2002 года. Но у нас не было выхода. Нас устраивала только победа. Поэтому лично для меня матч с «Шахтером» был даже тяжелее, чем с «Актобе». Проиграли актюбинцам — потеряли три очка. А горняки могли отобрать у нас не только золотые медали, но и второе место. Если бы проиграли — не знаю, что было бы потом. Но хорошо, что все обошлось. В следующем матче с «Локомотивом» действовали уже очень уверенно. И с «Атырау», я точно это знал, проблем не возникло бы. Там явные трудности с составом, не играли шесть человек основы. Хотя нам, по большому счету, было без разницы. Для нас это был «золотой» матч. Мы не имели права сыграть иначе — нужна была только победа.
— Были люди, которые после поражения от «Актобе» не верили, что чемпионство возможно?
— Мы были абсолютно уверены, что обыграем актюбинцев и станем чемпионами за 2–3 тура до финиша. Поэтому поражение было очень неожиданным и многие болельщики не могли поверить, что это действительно произошло. Было такое непонимание — как вообще это возможно? И знаете, я хочу от всей души поблагодарить наших болельщиков. Мы уступили «Актобе» впервые за много лет на своем поле, причем с крупным счетом. Но болельщики продолжали в нас верить. Следующий домашний матч с «Локомотивом» это показал. Стадион был забит до отказа. Честно говоря, и игроков и тренеров это тронуло. Да, мы проиграли «Актобе» и чувствовали себя не в своей тарелке. Недавно в Голландии был сыгран уникальный матч: ПСВ обыграл «Фейеноорд» со счетом 10:0. Встречались два сильнейших клуба страны, давние конкуренты, вечные соперники. И тут вдруг такой счет! Конечно, вряд ли такое когда-нибудь повториться. Но в этот день все так совпало для «Фейеноорда» — абсолютно ничего не получалось. И у нас было также с «Актобе». После матча было обидно и горько. Но зато принесло пользу. Так что хочу сказать спасибо футболистам и тренерам «Актобе» — они помогли нам стать чемпионами, нанеся такой чувствительный удар. Я шучу, вы понимаете. Хотя на самом деле нас это здорово подхлестнуло.
— Чему вы научились за год работы в Казахстане?
— Многому. Самое главное — понял, что такое восточные традиции, восточная культура. Общение между людьми построено на взаимном уважении. Только ради того, чтобы понять это, стоило приехать в Казахстан. Здесь на самом деле уважают труд других, уважают людей за их работу — футболистов, тренеров, журналистов. Люди понимают, что футбол — это тоже тяжелый труд и не попрекают спортсменов высокими зарплатами, как это происходит в других странах. Приятно, что с уважением относятся друг к другу болельщики. Вообще я заметил, что люди в Казахстане очень открытые и здесь очень комфортно жить. Я был воспитан в традициях Востока, мне здесь комфортно, работается хорошо. Вот этот психологический спад, который произошел в конце чемпионата, был спрогнозирован еще в первом круге, когда мы попытались на классе обыграть несколько команд. Например, «Кайрат» в Алматы. Взяли три очка, но играли плохо. И я уже тогда поднимал вопрос о том, что рано или поздно мы наступим на эти грабли. Видите, только вмешательство акима помогло встряхнуть команду. Не надо думать, что я пытаюсь сделать комплимент руководителю региона и главному спонсору клуба. Это действительно правда. Мы оказались в ситуации, когда до футболистов мог достучаться только человек такого уровня. Мне, кстати, очень приятно, что за этот год у меня появилось столько интересных знакомых. В Казахстане достаточно квалифицированных тренеров. И с ними интересно общаться — Володей Чебуриным, Талгатом Байсуфиновым, другими коллегами. Мне приятно, что меня пригласили на юбилей Сеильды Байшакова и я даже сыграл в товарищеском матче. Хотя вроде бы я человек приезжий, не местный. Но не обошли стороной. Я ведь приехал, ни кого не зная — ни президентов, ни тренеров. И вот за год со многими познакомился.
— В Москве вы вели активный образ жизни: выступали экспертом на футбольных каналах, комментировали матчи, ходили на «Спартак», ЦСКА, «Локомотив», «Динамо». И тут вдруг оказались в маленьком тихом Костанае. Вам не было скучно?
— Футбола в моей жизни меньше не стало. «Спорт-Экспресс», «Советский спорт», «Чемпионат. Ру», Sportbox продолжают обращаться ко мне за комментариями, хотя я сейчас смотрю российский футбол исключительно по телевизору. Так что с точки зрения футбола у меня не стало меньше общения. А к развлечениям я не особо и стремился. Если честно, в Костанае знают три ресторана. Приглашали, неудобно было отказываться. А все остальное время я посвящал работе. Задача давила, я уже говорил. И то, что Костанай — тихий, спокойный город, это очень хорошо. Мне очень нравится. Кстати, на телевидение меня и здесь приглашали. Есть программа на местном канале, где выступают самые разные люди — военные, врачи. Туда сначала позвали Нурбола Жумаскалиева, потом меня. Приятно, что команду в городе любят.
— Чем вас удивили казахстанские футболисты?
— Они техничные и любят возиться с мячом. Хотят играть, как «Спартак». Пришлось менять их менталитет. Объяснял, что командные действия важнее, чем красивый финт или игра на публику. Это только кажется, что если ты можешь обвести двух-трех соперников, то должен играть в премьер-лиге России. Быть командным игроком гораздо важнее. Я рад, что ребята все поняли.
— Где бы вы хотели провести следующий год — в шумной Москве или тихом Костанае?
— Контракт у меня подписан на 3 года. Год плюс два. Когда договаривались, как я понял, люди хотели сначала понять, что я из себя представляю. Я подписал то, что предложили. И сейчас мое будущее зависит от многих факторов. Где-то от меня, где-то от акима области. Только один Аллах знает, что будет.
— Едва был уволен наставник национальной сборной Бернд Шторк, как азербайджанские СМИ стали утверждать, что главную команду Казахстана может возглавить Равиль Сабитов. Если завтра позвонят и предложат эту работу, что скажете?
— Если завтра позвонят и предложат? Мне кажется, любой тренер согласится. Национальная сборная — это вершина в нашей профессии. У меня есть опыт работы в сборных командах. В России я тренировал юношескую и олимпийскую сборные. Главную команду пока не доводилось. И, я думаю, это предел мечтаний тренера — когда-нибудь взойти на этот мостик. Это очень почетно, это вся страна — твои болельщики. Конечно, я бы очень этого хотел. Но сейчас я — работник футбольного клуба «Тобол» и не могу просто взять и уйти из команды. У меня — обязательства перед акимом области Сергеем Витальевичем, подписанный контракт на руках. Поэтому если поступит предложение — буду советоваться и думать.
— Чем займетесь в начинающемся отпуске?
— Знаете, нет пока никаких планов. Сейчас я хочу только одного — поблагодарить всех тех, кто вел команду к медалям. Это не только успех футболистов. Это успех генерального директора клуба Халимжана Ержанова, спортивного директора Булата Искакова, тренерского штаба — Александра Белякова, Тимура Уразова, Сергея Масленова, нашего доктора Александра Гайдукова, благодаря которому мы прошли весь сезон без тяжелых травм, наших ребят-массажистов, администратора Равиля Староверова, всех работников клуба без исключения. Люди годами верили в то, что «Тобол» возьмет золотые медали. Я знаю, что в Костанае всегда была хорошая команда, но в то же время я счастлив, что именно в 2010 году «Тобол» наконец-то стал чемпионом.
Подписывайтесь на главные новости
казахстанского спорта в Telegram
Смотрите также
- Футбол27 ноября 2024 (12:41)«Большой вызов». Португальские СМИ обеспокоены матчем в Казахстане
- Футбол26 ноября 2024 (21:24)Один игрок стоимостью всей «Астаны». Что ещё нужно знать о следующем сопернике казахстанцев в еврокубках
- Футбол26 ноября 2024 (12:21)Вечный переселенец, потерявший место в сборной. Что не так с Рамазаном Оразовым?7
- Футбол25 ноября 2024 (17:12)Первый сезон КПЛ после отмены лимита на легионеров. Кто доверял казахстанцам и к чему это привело7
- 27 ноября, 2024
- 14:40Футбол«Астане» вынесли вердикт по выходу в плей-офф Лиги Конференций
- 14:22ФутболОзвучены ключи к положительному результату для «Астаны» в Лиге Конференций
- 14:09ФутболХоланд превзошел легенду и установил новый рекорд Лиги Чемпионов
- 14:02ФутболПоявилась информация о судьбе Армана Кенесова после ухода из «Актобе»
- 13:40ФутболЭкс-футболист сборной Казахстана нарвался на жесткий ответ после критики в адрес Черчесова
- 13:00Футбол«Ливерпуль» — «Реал»: прямая трансляция матча в Лиге Чемпионов
- 12:57ФутболНайден плюс для «Астаны» в матче Лиги Конференций против «Витории»
- 12:40ФутболКлуб КПЛ принял решение по футболисту сборной Таджикистана
- 12:24ФутболСтала известна участь «Актобе» на старте Лиги Европы
- 11:51ФутболКомментатор «Матч ТВ» оценил будущее Самородова в РПЛ после гола в стиле Месси
- 11:46ФутболВ клубе КПЛ сообщили о долгах по зарплате и премиальным
- 11:45Футбол«Мы могли бороться за четверку». В клубе КПЛ объяснили итоговую позицию в таблице
- 11:35ФутболПоявились важные трансферные новости из «Актобе»
- 11:06ФутболЭкс-футболист «Астаны» сотворил историю в Лиге Чемпионов
- 10:49Футбол«Тяжелое испытание». Подсчитаны шансы на победу в матче «Астана» — «Витория»1
Статистика
Опрос
Стоит ли урезать бюджеты казахстанским футбольным клубам?